Для формирования индивидуальной образовательной траектории, в зависимости от исходной педагогической задачи, может использоваться несколько способов.
Рассмотрим несколько вариантов исходных условий построения траектории:
- траектория зависит от разных форм обучения или направлений подготовки (или каких-либо других факторов, подразделяющих студентов на подгруппы);
- траектория зависит от выбора студентом индивидуального задания;
- траектория зависит от достижения студентом низкой или наоборот высокой оценки за основную часть курса;
- траектория зависит от выбор студентом тем для углубленного изучения.
Вариант 1. Условие построения образовательной траектории — разные формы обучения или направления подготовки
Допустим, мы создали курс Информатика для студентов направлений подготовки Биология, География, Химия. Основная часть лекций и заданий одинаковая для всех студентов. Но часть лекций и заданий будет посвящена биоинформатике для студентов-биологов, геоинформационным системам для географов, химической информатике для химиков. При этом биологи не должны видеть лекции и задания для химиков и географов, а только «свой» образовательный контент.
Для начала создадим три группы по количеству направлений подготовки, можем назвать их Биология, География, Химия или же использовать номера студенческих групп (или любые другие удобные обозначения). Как создавать группы, описано в материале Запись студентов на курс, создание групп и потоков.
Создадим несколько лекций и заданий для трех наших направлений подготовки. Начнем с биологов — для них сделаем лекцию по биоинформатике и соответствующее задание. После наполнения элементов контентом перейдем к настройке образовательной траектории для биологов. Откроем настройки элемента Лекция нажатием кнопки Редактировать настройки:
В настройках выберем пункт Ограничение доступа и нажмем кнопку Добавить ограничение:
Поскольку мы хотим, чтобы эту лекцию видели только студенты определенной группы, нажимаем на кнопку Группа:
Далее из выпадающего списка выбираем группу студентов-биологов. Переключатель должен / не должен в данном случае оставляем как есть:
Теперь нажимаем на значок глаза, для того чтобы студенты других групп не видели эту лекцию. Значок глаза изменится на значок зачеркнутого глаза:
Повторите те же действия для задания по биоинформатике, а затем аналогичным образом настройте отображение лекций и заданий для географов и химиков.
Вариант 2. Условие построения образовательной траектории — выбор студентом индивидуального задания
Предположим, что студенты должны выбрать разные темы для написания рефератов. Для начала добавим в курс элемент Опрос:
Введите название (пояснение для студентов, что им нужно сделать):
В разделе Варианты установите следующие настройки:
В разделе Выполнение элемента курса выберите Отображать элемент курса как выполненный при выполнении условий — Показывать как выполненный, когда пользователь сделает выбор:
И затем укажите темы рефератов, которые должны выбрать студенты. Предел для каждой темы установите 1 (чтобы несколько студентов не могли выбрать одинаковую тему):
Теперь добавим элемент Задание, с помощью которого студенты будут загружать выполненные рефераты:
Заполните название и описание:
В разделе Типы представлений ответов выберите Ответ в виде файла:
В разделе Ограничение доступа нажмите Добавить ограничение:
Выберите ограничение Выполнение элемента:
Выберите название элемента Опрос, где студенты выбирали темы рефератов:
Значок глаза можно оставить по умолчанию — у студентов этот элемент будет подсвечен серым, пока они не пройдут Опрос и не выберут тему:
Вариант 3. Условие построения образовательной траектории — достижение студентом определенной оценки
Для студентов, показавших высокий уровень во время прохождения курса и набравших определенную оценку за курс, могут быть предложены дополнительные задания. Например, студент, выполнивший эти задания, получает «автомат» или другие преимущества. Или же наоборот, студент, набравший мало баллов, получает дополнительное задание или должен изучить дополнительный теоретический материал.
В настройках дополнительного задания в разделе Ограничение доступа нажмите Добавить ограничение:
Выберите ограничение Оценка:
Допустим, мы хотим, чтобы это задание выполнили только студенты с высокими баллами. Укажем, что это балл должен быть равен или больше 80 и нажмем на значок глаза, чтобы студенты с меньшими баллами не видели это дополнительное задание:
Вариант 4. Условие построения образовательной траектории — выбор студентом темы для углубленного изучения
Предположим, мы хотим, чтобы студенты после изучения основного материала темы имели возможность изучать дополнительные темы, которые интересны именно им. Допустим, это будут четыре дополнительные темы.
Если вы хотите, чтобы студенты сначала выбрали темы, а уже потом приступили к их изучению, можно создать опрос:
В названии опроса укажем, что студентам нужно выбрать тему для дополнительного изучения. В разделе Варианты нужно установить такие настройки, чтобы студенты могли выбирать любую тему, вне зависимости от того, выбрал ли ее уже кто-то другой, а также выбирать несколько тем:
В разделе Выполнение элемента курса выберите Отображать элемент курса как выполненный при выполнении условий — Показывать как выполненный, когда пользователь сделает выбор:
Далее нужно заполнить названия тем и сохранить опрос.
Теперь создадим четыре элемента Страница (с содержанием лекции), четыре элемента Интеграция с ЭБС Лань и четыре задания — по количеству тем. По нашей логике, студент должен сначала изучить лекцию, потом книгу из электронной библиотеки Лань и наконец выполнить задание. Выполнить задание сразу, «перепрыгнув» через лекцию и книгу, студент не может.
Темы будем настраивать последовательно, сначала полностью настроим элементы для первой темы, затем для второй и так далее. Начнем настройку элементов с настройки элемента Страница. Если использовался Опрос, нужно добавить ограничение Выполнение элемента, выбрав при этом условием этот опрос:
Также необходимо настроить условия выполнения элемента:
Теперь настроим Ограничение доступа для элемента Интеграция с ЭБС Лань, выбрав условием предыдущую лекцию:
И Выполнение элемента курса:
Аналогичным образом настроим элемент Задание, выбрав ограничением доступа выполнение элемента Интеграция с ЭБС Лань:
И аналогичным образом настоим выполнение элемента курса, только теперь выберем условием предоставление студентом ответа на задание:
Настройка траектории по первой теме закончена. Аналогичным образом нужно настроить элементы по второй теме, третьей и четвертой.
При желании описанные выше способы построения образовательной траектории можно комбинировать и создавать более сложные траектории.