course

Планирование структуры курса

Формат и структура онлайн-курса

Шаг 1. Для кого предназначен будущий курс?

Первое, что необходимо сделать при планировании структуры курса - определиться, какой курс мы хотим создать, "простой" или массовый открытый онлайн-курс. Почему это принципиально важно сделать? Курсы, предназначенные для студентов и курсы, рассчитанные на самую широкую аудиторию, имеют разные цели и задачи и должны создаваться с учетом этих различий.

Приведем пример. Иван Иванович преподает в университете дисциплину "Введение в кибербезопасность" у студентов IT-специальностей и решил создать два курса - внутренний курс для своих студентов и массовый открытый онлайн-курс, который смогут изучать все желающие. Давайте посмотрим, как изменится содержание курса в зависимости от его целей.

Внутренний онлайн-курс для своих студентов. Главная задумка Ивана Ивановича - чтобы студенты слушали лекции онлайн, а на аудиторных занятиях работали в небольших подгруппах. Конечно же, у Ивана Ивановича есть материалы лекций, которые он обычно читает очно, и их можно будет записать на камеру в видеостудии. Правда, переработать материалы все же придется, по меньшей мере разбив привычные лекции на небольшие темы, иначе ролики получатся слишком длинными для формата видеолекций. Кроме того, особо сложные темы будут сопровождаться вебинарами, на которых студенты будут иметь возможность задавать вопросы. Лекции, конечно же, будут четко ориентированы на целевую аудиторию - будущих программистов и системных администраторов. Из заданий в курсе будут тесты и возможность отправить преподавателю выполненные практические задания и ответы на вопросы семинаров для тех студентов, кто не смог присутствовать на аудиторных занятиях. Кроме того, раз это внутренний университетский курс, необходимо учитывать, сколько часов выделено в учебном плане на теорию и практику и планировать структуру и контент соответствующим образом.

Массовый открытый онлайн-курс. Цель этого курса - познакомить всех желающих с основами персональной кибербезопасности и научить простым приемам защиты своих данных. Иван Иванович понимает, что будущие слушатели этого курса - совсем не обязательно программисты, поэтому планирует переработать привычные материалы лекций, чтобы они были понятны как можно более широкой аудитории. Кроме того, ролики будут соответствовать рекомендуемой длине (8-12 минут). Будут и дополнительные темы, которых нет в программе для студентов вузов, например, правила безопасного поведения в социальных сетях. Поскольку очного взаимодействия на курсе не будет, Иван Иванович придумает для слушателей интересные практические задания.

Как мы видим, несмотря на то, что оба курса будут называться одинаково, содержание их будет сильно различаться. Вот почему так важно первым делом определиться с целями и аудиторией будущего курса.

Шаг 2. Общая структура курса

Итак, мы разобрались с предыдущим шагом. Теперь нам нужно определиться с форматом будущего курса, с логикой прохождения курса слушателями. Здесь может быть два варианта - по темам и по неделям. Наиболее распространен и привычен первый вариант, но в курсах, где слушатели жестко ограничены во времени прохождения курса, можно использовать формат по неделям. Если выбран вариант формата по неделям, обязательно необходимо учитывать объем материала и количество заданий на каждую неделю - нагрузка на слушателей должна быть распределена равномерно по неделям и не должна быть непосильной.

В примере с Иваном Ивановичем мы выберем формат по темам, соответственно, основной "строительной" единицей курса будет именно тема. Темы могут объединяться в главы (разделы, части), а могут просто следовать друг за другом, если логика изложения материала это позволяет.

Структура курса обязательно должна быть зафиксирована в виде документа или таблицы. Это позволит сделать работу над курсом более удобной как для автора, так и для оператора и монтажера видеолекций, других специалистов, помогающих создать онлайн-курс. Идеальный инструмент для создания структуры - облачные документы. Это могут быть Яндекс документ или таблица, либо Google документ или таблица. Они хранятся в облаке, всегда под рукой, позволяют легко вносить правки.

Что лучше выбрать - список или таблицу, зависит от ваших предпочтений, главное, чтобы структуру легко можно было дополнять и корректировать.

Наша структура будет выглядеть примерно так:

Раздел 1. Что такое кибербезопасность?
    Тема 1.1. Определение и сущность кибербезопасности
    Тема 1.2. Три грани кибербезопасности
    Тема 1.3. Типы злоумышленников
    Тема 1.4. Внутренние и внешние угрозы
Раздел 2. Техники кибератак
    Тема 2.1. Типы уязвимостей
    Тема 2.2. Вредоносное ПО
    Тема 2.3. Социальная инженерия
    Тема 2.4. Фишинг
    Тема 2.5. DoS, DDoS
Раздел 3. ....
    Тема 3.1. ....

Вот так эта структура будет выглядеть в виде списка и в виде таблицы:

Google документ

Google таблица

Шаг 3. Планируем контент

Общая структура курса готова, но этого недостаточно, чтобы начать его производство. Теперь нам нужно подробно расписать, какой именно контент будет представлен в каждой теме. Желательно сразу хотя бы приблизительно указывать продолжительность освоения обучающимися того или иного контента, чтобы продолжительность не выходила за временные рамки, установленные учебным планом.

Например, по продолжительности изучение этих двух тем в онлайн-курсе будет равноценно одному полноценному очному занятию (1 час 30 минут) или двум академическим часам (2 раза по 45 минут):

Тема 1.1. Определение и сущность кибербезопасности
Видео "Что такое кибербезопасность" - 10 минут
Текст "Нормативные документы в сфере кибербезопасности" - 20 минут
Тест по теме - 15 минут


Тема 1.2. Три грани кибербезопасности
Видео "Конфиденциальность, целостность и доступность" - 10 минут
Изучение основной литературы - 20 минут
Задание "Практические примеры трех граней кибербезопасности" - 15 минут


Наверное, вы обратили внимание, что в каждой теме помимо видео есть и контент других форматов - текст, задания. Почему последовательность расположения контента именно такая, почему нельзя расположить все видео подряд? Много роликов, расположенных подряд друг за другом, будут плохо восприниматься, поэтому форматы контента рекомендуется чередовать.

Также при планировании продолжительности видеороликов необходимо учитывать, что рекомендуемая их длина - 8-12 минут. Эти цифры основаны на исследованиях способности человека сохранять концентрацию при восприятии визуальной информации. Кроме того, статистика прохождения МООК на различных образовательных платформах показывает, что длинные видео попросту не досматриваются до конца.

Конечно же, для внутренних курсов этот показатель не столь актуален, как для МООК (потому что студенты не смогут просто взять и забросить изучение университетского курса, в отличие от ни к чему не обязывающего МООК), но все же стоит иметь в виду, что чередование форматов контента (видео, текст, задания) и соблюдение рекомендаций по продолжительности роликов повысит качество вашего курса.

Добавляем виды контента по темам в Google таблицу

Дополнительные материалы

ВШЭ тоже рекомендует создавать видео продолжительностью не более 12 минут elearning.hse.ru/author_requirement