Что такое онлайн-курсы и MOOC. Разновидности онлайн-курсов
Несмотря на то, что на сегодняшний день термин "онлайн-курс" широко распространен, в российском научном и педагогическом поле нет единого определения и понимания того, что это такое. Законодательство тоже не дает однозначного ответа на этот вопрос, применяя в основном термины "дистанционные образовательные технологии" и "электронное обучение".
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приводятся такие определения:
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В проекте "Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием онлайн-курсов" Минобрнауки России от 05.04.2017 содержится такое определение:
Онлайн-курс – целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов.
Впрочем, однозначного определения онлайн-курса нет и в англоязычной научной среде, зато в Википедии есть определение MOOC (massive open online course):
Массовый открытый онлайн-курс — это онлайн-курс с открытым неограниченным доступом через Интернет. В дополнение к традиционным учебным материалам, таким как видеозаписи лекций, текстовые материалы и задания, во многих МООК используются интерактивные элементы, форумы, обсуждения в социальных сетях для поддержки взаимодействия между студентами и преподавателями, а также обратная связь к быстрым викторинам и заданиям.
Можно предположить, что сущность онлайн-курса не слишком отличается от приведенного выше, однако разница между онлайн-курсом и МООК в том, что онлайн-курс не предоставляет обучающимся открытый неограниченный доступ. Курс, размещенный на образовательном портале университета и доступный только для студентов этого вуза - это онлайн-курс. А вот курс, размещенный на таких образовательных платформах, как Stepik, Coursera, Отрытое образование - это уже массовый открытый онлайн-курс, потому что для записи на него нет никаких условий и преград. При этом оба этих курса могут иметь одинаковую структуру и образовательный контент.
К слову, что такое образовательный контент?
В ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения" приводятся такие определения:
Образовательный контент - структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса.
Электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
Существует значительное количество классификаций онлайн-курсов, базирующихся на различных критериях. Мы рассмотрим несколько из них. Стоит отметить, что такие классификации довольно условны, и курсы бывает сложно отнести к какому-то одному типу.
Классификация МООК по Дональду Кларку (Donald Clark):
1. transferMOOCs
Эти курсы буквально являются перенесенными в цифру копиями существующих очных университетских курсов. В них есть все, что есть в традиционном академическом курсе - лекции, задания и оценки, и нет ничего сверх того, что выдает преподаватель в очном формате. Главная опора и ценность таких курсов - личность преподавателя или репутация университета, в остальном они более чем традиционны.
2. madeMOOCs
Такие курсы являются более новаторскими. При их создании применяется ориентированный на качество подход к созданию образовательного контента. Используются более продуманные и сложные задания, в курс закладывается сложное интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся - и всё это управляется соответствующим программным обеспечением для размещения курсов. В целом такие курсы носят более "профессиональный" характер и их целью является приобретение обучающимися конкретных навыков.
3. synchMOOCs
Эти курсы имеют фиксированную дату начала и окончания и четкие сроки выполнения заданий. Чаще всего эти даты привязаны к академическому календарю. Смысл такого подхода в том, что это помогает мотивировать обучающихся и облегчает взаимодействие преподавателя и обучающихся - каждый участник процесса знает о сроках и планирует свою занятость в соответствии с ними.
4. asynchMOOCs
Эти курсы не имеют дат начала и окончания, а также сроков выполнения заданий. Обучающиеся занимаются в своем собственном темпе. Преимущество таких курсов в том, что их можно изучать буквально в любое время, и они явно удобнее "синхронных", если участники процесса находятся в разных часовых поясах.
5. adaptiveMOOCs
Адаптивные курсы используют алгоритмы для построения персонализированного обучения. Они проводят обучающихся через образовательный контент по разным, персонализированным путям. Для улучшения курса в будущем применяется аналитика данных об учебном опыте обучающихся.
6. groupMOOCs
Эти курсы предназначены для небольших групп обучающихся и ориентированы, прежде всего, на групповую работу. Группы могут формироваться по разным критериям, главное - наличие тесной взаимосвязи обучающихся и преподавателя, и также обучающихся друг с другом.
7. connectivistMOOCs
Курсы такого типа не ориентированы на заранее подготовленный контент, смысл их в совместном сборе знаний обучающимися. На практике это может выражаться как проектная работа или выполнение совместных заданий. Как выразился изобретатель такого типа курсов, они сосредоточены на генерации знаний в противовес традиционным курсам, которые сосредоточены на дублировании знаний.
8. miniMOOCSs
Это короткие курсы, изучение которых не требует длительных временных рамок. Они подходят для формирования конкретных навыков и достижения четких целей обучения.
Многие исследователи выделяют только два типа МООК:
cMOOCs - это упоминавшийся выше connectivistMOOCs.
xMOOCs (extended MOOCs) - такие курсы имеют более традиционную структуру. В них есть четкая, заранее спланированная, программа лекций и заданий. Преподаватель в данном случае выступает экспертом, предоставляющим знания, а взаимодействие обучающихся друг с другом обычно ограничивается советами друг другу по сложным вопросам.
В целом классификации онлайн-курсов основаны либо на различиях в глобальном подходе к преподаванию, либо на различиях в продолжительности обучения или других организационных нюансах.
В следующих частях нашего курса мы будем работать над созданием "традиционного" курса, структура и контент которого заранее спланированы и подготовлены.
Статья в КиберЛенинке, включающая отечественную классификацию онлайн-курсов cyberleninka.ru/article/n/onlayn-kurs-opredelenie-i-klassifikatsiya