Функции и примеры систем управления обучением
При планировании будущего курса нужно иметь в виду, что онлайн-курс не может существовать сам по себе - по крайней мере курс со сложной структурой, заданиями и тестами. Курс, который вы сейчас изучаете, не использует никаких систем управления обучением, но для задач конкретно этого курса они и не нужны. В большинстве же случаев для реализации логики онлайн-курса потребуется его размещение в системе управления обучением - LMS (learning management system).
LMS, как следует из названия - это система управления обучением, иными словами, система для размещения онлайн-курсов и управления этими курсами, а также пользователями.
В ГОСТ Р 52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения" приводится такое определение:
Система управления обучением - это информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
Что понимается в этом определении под системой? Это программное обеспечение, а точнее (в большинстве случаев) клиент-серверное веб-приложение, использующее базу данных. Это программное обеспечение является основой цифрового сервиса, который для конечного пользователя представляет собой сайт (реже - мобильное или десктопное приложение).
Что же должна делать система управления обучением и зачем она вообще нужна?
1. Управление курсами и пользователями. LMS, само собой, позволяет размещать и собирать в единый курс образовательный контент. Но также система позволяет управлять курсами и элементами курсов - создавать и изменять категории курсов, распределять курсы по этим категориям, импортировать и экспортировать курсы. Очень важно и наличие функционала управления пользователями, возможность их создания и регистрации пользователей на курсы.
2. Удобный интерфейс. LMS должна помогать сделать курс красивым, а прохождение курса - интуитивно понятным. Можно возразить, что процесс обучения не обязан быть простым, кроме того, само понятие "красивый курс" весьма субъективно. Однако надо понимать, что адаптивный дизайн, позволяющий использовать систему с любого устройства (компьютера, ноутбука, планшета, телефона), и понятный интерфейс - на сегодняшний день условие, обязательное для всех сервисов. Обучающиеся привыкли использовать десятки различных сервисов, начиная от онлайн-банкинга и заканчивая прогнозом погоды, и разработчики большинства из них позаботились о том, чтобы использовать их сервисы было просто и приятно. Кажется, нет причин, по которым образовательные сервисы должны от них отставать.
3. Оценка знаний. LMS позволяет создавать задания для обучающихся, которые выполняются и отправляются онлайн, а также оценивать эти задания. Это могут быть как традиционные тесты, так и развернутые письменные задания или задания, направленные на проектную групповую работу обучающихся.
4. Обратная связь. LMS позволяет общаться как преподавателям с обучающимися, так и обучающимся между собой. Личные сообщения, чаты, форумы - это хорошие инструменты организации обратной связи.
5. Геймификация (игрофикация). LMS могут включать в себя элементы игровой механики, которые позволяют создавать курсы с дополнительной мотивацией и вовлеченностью обучающихся. На практике это может проявляться в рейтингах пользователей, значках, накапливаемых баллах.
6. Синхронное и асинхронное обучение. Система должна предоставлять возможность учиться как асинхронно - с помощью заранее подготовленного контента (видео, файлы, задания), так и синхронно - с помощью вебинаров.
7. Поддержка разных языков. Чтобы на обучение не влияли языковые барьеры, LMS должна включать поддержку нескольких языков интерфейса системы.
8. Аналитика и отчеты. Преподаватели должны иметь возможность отслеживать статистику прохождения курсов, чтобы определить, какие элементы курса являются неэффективными и нуждаются в корректировке. Кроме того, преподаватель может отслеживать активность обучающихся и вовремя мотивировать их.
9. Индивидуальные образовательные траектории. LMS должна предоставлять возможность строить индивидуальный образовательный путь для обучающихся и/или групп обучающихся на основе предпочтений самих обучающихся или иной логики.
В России распространены следующие LMS:
Система бесплатная, с открытым кодом. Наиболее известный в России пример - образовательная платформа "Открытое образование".
Система дистанционного обучения на широко распространенной в России платформе «1С:Предприятие». Не бесплатная.