course

Смешанное обучение

Как сочетать онлайн и очное обучение

Что такое смешанное обучение

При планировании онлайн-курса необходимо учитывать, как именно будет он использоваться - только и исключительно в онлайне или изучение курса будет сочетаться с очным взаимодействием преподавателя и обучающихся. Если планируется второй вариант, имеет смысл познакомиться с нюансами такого образовательного подхода, как смешанное обучение.

Смешанное обучение (blended learning, hybrid learning) представляет собой сочетание изучения дисциплины онлайн и очных встреч в учебной аудитории.

Преимущества такого подхода лежат на поверхности - часто онлайн-обучение критикуют за слишком большую дистанцию между преподавателем и обучающимися, а смешанное обучение способно эту дистанцию преодолеть. Кроме того, преподаватель может более продуктивно использовать учебные часы, например, выдавая теоретический материал в онлайне, а очные занятия посвящая обсуждениям или выполнению практических заданий.

Конечно же, смешанное обучение при этом не лишено недостатков онлайн-обучения, например, обучающиеся должны проявлять довольно высокий уровень самостоятельности, чтобы следовать по тому полу-онлайновому пути, который для них запланировал преподаватель.

Модели смешанного обучения

1. Перевернутый класс
Самая простая и самая распространенная модель. Суть этой модели кроется в самом названии - теорию обучающиеся изучают дома, а практические задания выполняют в учебной аудитории, то есть лекции и домашние задания как бы меняются местами. Вариантов использования перевернутого класса может быть несколько, например, в зависимости от того, гуманитарная это дисциплина или техническая: в обоих случаях теория может быть представлена в онлайне в виде видеолекций, а вот время в учебной аудитории в случае гуманитарной дисциплины может быть посвящено обсуждению пройденного или проектной работе, а в случае технической - выполнению лабораторных работ.

2. Ротация станций
Сущность этой модели в делении обучающихся на группы, каждая из которых работает в так называемой станции - условно отделенном физическом пространстве, части учебной аудитории. Классический вариант этой модели включает три станции с разными целями: онлайн-обучение (развивает навыки самостоятельной работы), работа с преподавателем (позволяет взаимодействовать с преподавателем и получать ответы на возникшие вопросы) и проектная работа (позволяет решать практические задачи, применяя полученные знания и развивая коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с другими обучающимися). При этом в течение учебного занятия группы обучающихся переходят от станции к станции, чтобы успеть поучаствовать во всех видах учебной деятельности. Важный нюанс - для использования этой модели в аудитории должны быть компьютеры, ноутбуки или планшеты, так как один из видов работы связан с изучением онлайн-материалов. Станций не обязательно должно быть три, главное, что один из видов деятельности - самостоятельное изучение образовательного контента онлайн.

3. Ротация лабораторий
Эта модель тоже предполагает смену деятельности, но осуществляется она не в течение одного учебного занятия. Суть ее в том, что часть учебных занятий проходят "как обычно" - очно, с преподавателем, а затем на одно занятие обучающиеся переходят в так называемую лабораторию - в аудиторию с компьютерами. В течение этого занятия обучающиеся самостоятельно работают онлайн, изучая новый или дополнительный материал, выполняя задания или работая над индивидуальным проектом. Такую модель легче реализовать, чем предыдущую, но она менее эффективна, так как не включает в себя проектную коллективную работу.

4. Гибкая модель
Эта модель, как следует из названия, не устанавливает никаких особых ограничений. Большую часть времени обучающиеся проводят в онлайне, самостоятельно составляя свой график обучения. Роль преподавателя здесь в том, чтобы разрабатывать онлайн-материалы, участвовать в групповой работе обучающихся и давать индивидуальные консультации. Это самая сложная для реализации модель, так как предполагает наличие высокой мотивации и развитых навыков самоорганизации обучающихся.

Дополнительные материалы

Статья о вузовском онлайн-образовании. Автор - Яков Сомов, основатель "Лекториума", российской платформы для размещения онлайн-курсов и digital издательства по созданию образовательного контента vc.ru/education/779678-kupergan-i-vuzovskoe-onlayn-obrazovanie